тарелка-бумеранг

SUSTAINABILITY
Устойчивое развитие
Кейс #13
Устойчивое решение для еды на вынос и доставки блюд
Одноразовые контейнеры с ресторанной едой внутри — что на корове седло. Швейцарский стартап reCIRCLE придумал, как общепиту, работающему в формате takeaway, не упаковывать свои творения как фастфуд, и при этом не прогореть, распугав клиентов возвратной тарой. Напротив, на их совести будет на 1,5 кг пластиковых отходов в год меньше, даже используя reCIRCLE BOX — глубокую тарелку с крышкой — всего раз в неделю.
reCIRCLE создает в европейских странах сеть ресторанов, которые предлагают посетителям полакомиться их блюдами вне заведения. Для некоторых это временная антиковидная мера, кто-то всегда обслуживает лишь на вынос, третьи помещают в посуду от reCIRCLE остатки заказа, который клиент не одолел, но точно с ним справится позже дома, подогрев в духовке или микроволновке (посуда выдержит).

Благодаря reCIRCLE за один лишь день 70 000 одноразовых контейнеров не становятся мусором. Стартап предлагает предприятиям общепита пробный трехмесячный период: 20 комплектов посуды и промоматериалы. Рестораны, в которых многоразовая тара приглянулась посетителям, выбирают один из видов годичной подписки в зависимости от количества заказов.
Инфографика reCIRCLE

Посетитель платит 10 швейцарских франков (~780 руб.) за тарелку и пять — за стакан с крышкой и волен съесть свой заказ где угодно. Далее он возвращает чистую посуду в одно из заведений-партнеров reCIRCLE и получает назад задаток или оставляет контейнеры и приборы себе (посуда эта сертифицирована и произведена в Швейцарии, а за сделанной в Европе посудой сейчас нужно поохотиться). Первый вариант, когда клиент возвращается, конечно, предпочтительнее, да и случается чаще (тому подтверждением — быстрый рост ресторанов-партнеров). Все-таки материальный предмет с логотипом, к тому же недешевый, исключительного дизайна и небезделушка, — остается действенным средством, как бренду напоминать о себе потенциальной аудитории.

Безопасность прежде всего

С приходом COVID-19 некоторые интернет-магазины и службы доставки с обменно-возвратной тарой полюбили обрабатывать ее хлором, сильнейшим ядом, да еще и записывают это себе в достижения. У партнеров reCIRCLE нет таких перегибов: рестораны моют возвращенные контейнеры и приборы аналогично прочей посуде. Продукты reCIRCLE выдерживают нагрев до 100 °C, и вирусы гибнут. К тому же материал, из которого изготовлена посуда, легко отмывается и быстро сохнет, даже составленная в стопку. Важно и то, что reCIRCLE уделяет много внимания информированию бизнеса и потребителей о преимуществах многократного пользования, о его гигиеничности (одноразовое — тоже не панацея, т.к. на безопасность влияют много факторов, в т.ч. и текущее состояние организма).

reCIRCLE BOX изготовлен из полибутилентерефталата (PBT). Для водоустойчивости и быстроты высыхания его соединяют со стекловолокном. Так что контейнеры лишь на 70% пластиковые. PBT на рынке материалов, пригодных для пищевых продуктов, уже давно. Он не содержит вредоносный фталат, бисфенол А (BPA) и вещества животного происхождения.
Фото reCIRCLE

Для жидких продуктов и мороженого reCIRCLE создал ISY — прозрачные стаканы объемом 90, 300 и 500 мл с плотной крышкой, в которой есть отверстие для выхода пара. Для стаканов выбрали термопластик трифенилметан (тритан), используемый для многоразовых бутылок. Он не имеет запаха, переносит мытье в ПММ, не содержит BPA и фталатов; получил одобрение многих международных сертифицирующих органов как долговечный материал для пищевых продуктов. Кроме того, reCIRCLE провел собственные испытания тритана в независимой лаборатории SQTS, которые подтвердили безвредность тритана в пищевом секторе. Крышки для BOX и ISY сделаны из полипропилена (PP). Это наилучшее решение для крышек, которым уготовано закрываться и открываться бессчетное количество раз.
Фото reCIRCLE

Линейной экономике — крышка

Для тритана reCIRCLE разрабатывает собственную — без посредников — схему переработки: отслужившие стаканы измельчают, из этих гранул получаются новые стаканы. PP также подлежит гранулированию, но при этом он теряет прозрачность, поэтому новые крышки для контейнеров из переработанного PP не выйдут. Но Stefan Kälin AG, производитель посуды, пускает его на опалубки, нужные в строительстве. reCIRCLE пытается получить разрешение от властей делать и из переработанного PBT новую посуду. Пока же стартап собирает у себя вышедшие из употребления контейнеры. Но накопилось их немного, так как reCIRCLE BOX очень прочный.

Контейнеры reCIRCLE подходят для всевозможных блюд благодаря различным объемам — 400, 600, 900 1000, 1200 мл, — мерной шкале и вариантам с несколькими отделениями, например, для азиатской кухни. Приборы — вилка и ложка-нож — сконструированы таким образом, что вилка точно помещается в ложку, и для них есть отсек в боксах большого объема.
Фото reCIRCLE

Заключая договор с ресторанами, reCIRCLE гарантирует, что выкупит у них лишнюю посуду. Ту, что потеряла вид, reCIRCLE забирает в переработку. Жизнь контейнера — от 100 до 200 заказов. Углеродный след у такой долгоиграющей посуды — даже с учетом ее двукратного мытья — ниже, чем у картона, PLA, EPS после 10 — 25 раз использования и после 35, если сравнивать с PET. Напрашивается вывод: имеет смысл переходить на обменно-возвратную тару, только если она высококачественная. Углеродный след дешевого многоразового пластика, выдерживающего лишь несколько перезагрузок, — выше, чем у одноразовой упаковки.

Службы доставки блюд для корпоративных клиентов арендуют посуду у reCIRCLE. Таким образом, служащие, учащиеся, рабочие получают возможность есть культурно из качественной многоразовой посуды, которую к тому же можно подогреть на водяной бане, в духовке (макс. 160°, без крышки) или микроволновке и не производить мусор.
Фото reCIRCLE

Новый зелёный

Баклажановый цвет reCIRCLE выбрал, чтобы выделиться на фоне прочих упаковок. К тому же все блюда смотрятся бесподобно в посуде reCIRCLE. Все-таки еда на первом месте. И данный цвет — гендерно-нейтральный, что reCIRCLE и подтвердил на практике.

Баклажановый уже претендует в Швейцарии на цвет, символизирующий все многоразовое. Посуда reCIRCLE прочно вписалась в городской пейзаж: срабатывает сарафанное радио, старый добрый маркетинговый прием. Правда сработает он — при сегодняшнем перепроизводстве — только если продукт действительно решает проблемы потребителя. reCIRCLE же помогает общепиту экономить на упаковке и ее утилизации, их клиентам позволяет есть цивилизованно в любом месте; избавляет городскую среду от вездесущих коробочек, пакетиков, стаканчиков, так часто не достигающих урн, которые то и дело не успевают опорожнять. В масштабах планеты — доказанное снижение эмиссий, а в умах и сердцах — более трепетное отношение к пище. Ведь Земле все труднее и труднее ее производить.
Внештатный автор, ведет рубрику Sustainability