пластиковый феникс

SUSTAINABILITY
Устойчивое развитие
Кейс #11
Произведённый по новой технологии полимер PHA (полигидроксиалканоат, производимый бактериями и способный разлагаться в естественных условиях) из пищевых отходов возрождается снова и снова. А вместо утиля, угодив в почву или воду, разрушается стремительно
Исследовательская компания Ipsos и Всемирный экономический форум, швейцарская неправительственная организация, в 2020 году в ходе опроса выяснили, что 86% респондентов из 28 стран хотят видеть на рынке больше продуктов, соответствующих принципам устойчивого развития. В России же за высказалось и вовсе 94% опрошенных. Ещё большую потребность в переменах ощущают лишь в Колумбии.

WGSN, мировой лидер по прогнозированию трендов, в октябре 2021 года опубликовала исследование Create Better: Innovating Towards a Sustainable Future, результаты которого демонстрируют, что устойчивое развитие продолжает быть и ключевой темой инфлюенсеров со всего мира, распространяющих контент о моде, красоте, дизайне, еде и напитках. Чтобы привлечь потребителей — как обеспокоенных проблемами устойчивого развития, так и скептиков — WGSN советует брендам активнее просвещать аудиторию, особенно на тему рециклинга и минимизации отходов, а также не забывать о том, что не все потребители руководствуются исключительно ценой. По данным KPMG, таких 37%. Не так уж и мало. Сделать же своё потребление осознаннее желают 57% участников опроса IBM Institute for Business Value. Таким образом, брендам, работающим по ESG-повестке или только собирающимся, следует ориентироваться и на тех, у кого уже сформирован запрос на экологичные и «честные» товары, и на латентных потребителей, с которыми только предстоит выстроить коммуникацию.
Фотоколлаж WGSN

Упакованные со смыслом
И с чего же начать диалог с индивидом, который толком и не слышал о ЦУР? Встречают, как известно, по одёжке. Сейчас, пожалуй, не найти тех, кого бы не напрягал мусор. Повсюду, даже в открытом море, свидетельства нерационального производства: одноразовые продукты, не отправленная в переработку тара. Поэтому брендам есть смысл начать трансформацию именно с неё. Недаром упаковка — самая неэкологичная часть товаров, по мнению участников «Практикума ответственного маркетолога», организованного Effie Russia 12 октября. Выбор в качестве УТП товара именно упаковки позволит компании выгодно сыграть на контрасте: в России по-прежнему более 90% тары отправляется на свалки, массового перехода на новые её виды пока не случилось.

Посмотрим, какая же упаковка предпочтительнее. Больше всего вопросов вызывает пластик. Именно он лидирует среди загрязнителей окружающей среды и среди материалов, не отправляемых в переработку — и не только по причине отсутствия его сбора. Greenpeace России выявил, что 96,2% пластикового мусора — это части одноразовых вещей и упаковки.
А как же разлагаемые пластики? Кажется, выход так прост: отказаться от одноразовых в пользу биодеградируемых. Но беда в том, что в России нет развитой системы компостирования, а часть якобы биоразлагаемых полимеров разлагается лишь в промышленных условиях, на мусороперерабатывающих заводах. Если такой товар положить в домашний компостер или закопать в лесу — он может вообще не разложиться. Для компостирования нужны особые условия: температура, кислотность, доступ кислорода и определённые микроорганизмы.

PHA, или полигидроксиалканоат, как раз биополимер, производимый бактериями и способный разлагаться в естественных условиях. В качестве сырья для его производства используют плодоовощную продукцию, что делает PHA недешёвым материалом, а для некоторых и неэтичным: мол, миллионы человек голодают, а из еды производят упаковку… Например, в гайде по устойчивой упаковке для поставщиков X5 Retail Group PHA относят к «менее предпочтительным материалам упаковки».
Биопластиковый хоровод

Однако компания Full Cycle Bioplastics предлагает новую технологию создания PHA, конкурирующего по цене с пластиком из ископаемого топлива. Это стало возможно отчасти благодаря органическим пищевым отходам в качестве исходного сырья. Full Cycle перерабатывает их в жирные кислоты, ими кормят бактерий, применяя запатентованную технологию, получают PHA, а далее — от пакетов и бутылок до одежды. Если же организовать сбор отслуживших изделий из данного PHA, то их можно использовать для производства нового материала, что и следует из названия компании.

И, самое главное, на наш взгляд, преимущество: новый PHA быстро разлагается не только в почве, но и воде. Иными словами, если упаковка вашего товара не попала в утиль, она не навредит окружающей среде, в т. ч. животным, попробовавшим её на зуб. А это крайне актуально. Многие исследования подтверждают, что, к примеру, морские обитатели уже содержат в себе частицы микропластика, и польза употребления продуктов моря в пищу теперь под сомнением.

В блоге Full Cycle Bioplastics Dane Anderson, её сооснователь и CEO, отмечает: «Мы обратились к одной крупной проблеме — эмиссиям парниковых газов от пищевых отходов — для решения другой глобальной проблемы — загрязнения среды пластиком».
Jeff Anderson (слева) and Dane Anderson с PHA, биополимером, производимым бактериями
Фото Full Cycle Bioplastics

PHA — полимер натурального происхождения, поэтому он и разрушается с лёгкостью. «Бактерии, способные произвести полимер, содержат и энзимы, уничтожающие его», — объясняет Андерсон. Это главное отличие PHA от PLA, синтезируемого химическим путём и разлагающегося лишь в промышленных компостерах. Часто PLA сопровождает эпитет «компостируемый», что вводит в заблуждение потребителей, которые представляют себе ящик позади коттеджа или яму на садовом участке, предназначенные для переработки пищевых отходов.

Напротив, PHA, даже попадая в океан, долго не протянет. В тёплой воде близко к поверхности он разрушится за семь недель. На глубине ему потребуется несколько лет. Но в отличие от привычного пластика PHA не токсичен. Если его заглотит рыба, морское животное или птица, PHA послужит им источником клетчатки. Андерсон признаётся, что и сам пробовал съесть PHA своего производства. И ничего. Процветают и призывают зарабатывать с ними на мусоре компании, имеющие органические отходы. Технология Full Cycle Bioplastics подходит для любого климата и приносит большую прибыль по сравнению с использованием органических отходов для выработки электроэнергии или производства удобрений.

Брендам Full Cycle предлагает благодаря их PHA укреплять свой sustainable-имидж и помогать потребителям делать осознанный выбор: «Мы быстро растём и наша прибыль тоже, потому что пластик — это огромный рынок. Думаю, бренды уже абсолютно готовы к переходу на лучшие материалы».
Внештатный автор, ведет рубрику Sustainability